Автогрейдеры и методы их ремонта
Грейдеры по своей спецификации причисляют к типу дорожно-строительной спецтехники. Более, точнее можно их определить как землеройно-транспортные машины, способные выполнять, очень широкий перечень работ. На самом грейдере устанавливается, и является основным рабочим органом отвал с ножом встроенным в раму техсредства. В зависимости от выполняемых работ рабочий орган имеет возможность поворотов по горизонтали и вертикали, а так же подниматься и опускаться. Эти машины были созданы в основном для выполнения планировочных работ и профилирование на местности для проведения последующих дорожно-строительных мероприятий. Автогрейдер оснащённый нивелировкой "САУРО" в разы повышает спектр качественных работ которые он может производить - это и идеальная нивелировка поверхности под укладку асфальта, и профилирующая машина, и планировщик дороги, планировщик откосов. А в отдельных случаях таким автогрейдером с системой нивелирования "САУРО" можно и уложить качественно асфальт на труднодоступных участках.
Классификация автогрейдеров
Существует несколько разновидностей грейдеров: самоходные(автогрейдер), прицепные и полуприцепные. Самыми распространенными на данный момент можно назвать автогрейдеры. Их в свою очередь разделяют по общей массе конструкции:
- Легкие имеющие общую массу до девяти тонн;
- Средние с общей массой до тринадцати тонн;
- Тяжелые достигающие по массе до девятнадцати тонн.
Так же у автогрейдеров существует такое понятие как колесная схема, имеющая немаловажное значение. Колесную формулу представляют в виде - А * Б * В, в данной формуле А - является общим числом осей имеющих управляемые колеса, Б – число осей имеющих ведущие колеса, и наконец В – означает общее число осей. Обычно колесная формула автогрейдера относящегося к легкому и среднему классу, отечественного производства, представляет из себя, следующее сочетание параметров 1x2x3, а у тяжелого класса колесная формула представлена как 1x3x3.
Конструкция автогрейдера
Современные автогрейдеры изготавливают с единой схемой, и представлены самоходными машинами, имеющих три оси, полноповоротным отвалом, а также автогрейдеры имеют гидравлическую систему управления. Отечественные автогрейдера выпускаются на базе двигателей имеющих мощность от сорока пяти до шестидесяти пяти кВт, средний класс имеет двигатели мощностью от восьмидесяти до восьмидесяти двух кВт, и максимальную мощность двигателя имеют автогрейдеры тяжелого класса она составляет порядка ста двадцати кВт. Сам двигатель устанавливается на задней части рамы, перед ним стоит кабина, так же рама снабжена элементами трансмиссии и гидравлического оборудования.
Фронтальная часть рамы имеет передний мост с колесами, которые управляются по средствам пневматики, и все это монтируется на шарнирах имеющих продольную ось, так называемая поперечно-балансирная подвеска. Задний мост выполнен в виде четырехколесного исполнения, где каждая пара колес расположенных по одной стороне техсредства установлена на поперечной оси. Такая схема, дает возможность, равномерно, нагружать колеса грейдера, не смотря на неровности поверхности, что в свою очередь максимально повышает тяговую и сцепную характеристики самой машины. Благодаря этому значительно гасится вибрация рамы грейдера в момент преодоления колесом разного рода неровностей, а это в свою очередь увеличивает планирующие показатели самой машины. На основной раме устанавливается тяговая рама по средствам шарнира шарового типа, тяговая рама способна подниматься, опускаться, благодаря двум гидроцилиндрам, так же рама может выполнять поворот относительно продольной оси. Рама совершает повороты благодаря попеременному втягиванию и выдвижению штоков упомянутых гидроцилиндров. Дополнительно тяговая рама имеет возможность сдвигаться в сторону от продольной оси, за счет гидроцилиндра. Тяговая рама имеет поворотный круг с установленными кронштейнами. Вращение поворотного круга производятся при помощи гидромотора, редуктора и открытой зубчатой передачи. На кронштейнах установлен отвал. При этом отвал смонтирован в направляющих, нижние из которых, при помощи шарниров, прикреплены к кронштейнам, а верхние соединены с кронштейнами с помощью зубчатых гребенок. Такое конструктивное решение позволяет, управлять углом резания грунта ручным способом, перемещать отвал вдоль оси техсредства, выставлять отвал под нужным для работы углом, и управлять его поперечным углом в разные стороны, с максимальным отклонением в 18°, производить подъем и опускание, делать вынос в сторону, за счет сдвига тяговой рамы. С помощью бокового наклона передних колес достигается устойчивое движение машины во время движения по площадям и местности, имеющим значительный уклон, либо грейдер производит работы с диагонально установленным отвалом, так как в таком состоянии на грейдер действует поперечная сила.
Дополнительное оборудование
Для автогрейдеров существует несколько видов дополнительного оборудования, расширяющего рабочие возможности машины:
Нивелировка "САУРО" - система автоматического управления рабочим органом - отвалом.
Бульдозерный отвал – управляется по средствам гидроцилиндра;
Киповщик – это многостоечное рыхлительное оборудование, служит для взлома дорожных покрытий;
Кирковщик – навешивается на кронштейнах с задней части основного поворотного отвала;
Уширители – так же являются сменным оборудованием служащие для удлинения рабочего органа, закрепляются на основном отвале.
Откосники – предназначены для формирования откосов различных насыпей и выемок.
Стреловидный отвал – предназначен для отчистки дорог и больших площадей от снега, может быть установлен вместо бульдозерного отвала.
Перед началом работ нужно произвести отладочные мероприятия по настройке рабочего органа (отвала). В момент выполнения работ на автогрейдере его управление сужается до регулировки скоростных режимов, удержание маршрута следование тех. средства и определение положения отвала по вертикали и углу поперечного наклона. Для устройства откосных насыпей отвал выносится в сторону относительно габарита автогрейдера. Грунтовая масса перед отвалом машины перемещается точно так же как и перед отвалом универсального бульдозера. Производительность тех. средства во время исполнения планировочных мероприятий рассчитывается тем же методом, как и универсального бульдозера.
Способ повышения производительности автогрейдера
Чтобы достичь максимальной отдачи от автогрейдера, оператору необходимо знать систему нивелировки "САУРО" и хорошо владеть навыками работы на ней, правильного использовать рабочие органы автогрейдера, т. е нужно знать как отрегулировать угол отвала при проведении работ с разного типа грунтами. Основными работами, для которых применяются грейдеры являются: перемещение, срезание, и выравнивание. Различные пред установки отвалов по отношению к основной раме машины, называют углами, которые измеряются в градусах.
Существует три основных угла:
1) угол захвата;
2) угол резания;
3) угол наклона.
Первый угол определяется пересечением продольной оси тех средства и поперечным положением отвала. Размер угла захвата определяется в зависимости от типа проводимых работ, и характеру грунтовой массы.
Во избежание появления боковых заносов и последующего опрокидывания автогрейдера, не желательно использовать угол захвата менее тридцати пяти градусов. Во время «резания» оптимальным углом захвата считается 35-40 градусов, при такой настройке отвала грунт легче срезается, увеличивается производительность, и снижается уровень необходимой мощности для выполнения этих работ. В зависимости от размера угла захвата, варьируется дальность поперечного перемещения грунта рабочим органом, к примеру если длинна отвала составляет 3,7м и угол захвата находится в диапазоне от 35 до 45 градусов, то дальность поперечного перемещения грунта будет составлять от 1600мм до 2500мм.
Минимальный угол захвата используется на мягких и рыхлых грунтах, при перемещении грунтовой массы необходимо ограничится диапазоном углов захвата от 45 до 50 градусов, по тому что при таком угле вырастает призма волочения грунта, а также ее продольное перемещение, что способствует увеличению необходимой мощности машины и снижению производительности автогрейдера.
Во время отделочных работ угол захвата рабочим органом должен варьироваться от 45 до 90 градусов, это можно определять высотой планируемого слоя грунта. Во время последнего заключительного разравнивания угол захвата выставляется в 45 градусов.
Ремонт автогрейдеров, и простой плановый уход за техникой.
Прежде чем браться за техобслуживание и тем более ремонт автогрейдера, советуем правильно оценить свои силы и знания в области гидравлики. Мы настоятельно рекомендуем сначала пройти курсы повышения квалификации по специальности гидравлика, в крайнем случае можно пройти дистанционные курсы гидравликов. тем более, что заказать этот курс можно не выходя из дома . Это вам обойдётся несопоставимо дешевле, чем если станет ваш автогрейдер, из-за того, что вы залили в него не то масло, или смешали с другим (Этого делать ни в коем случае нельзя - смотри "Базовый курс практической гидравлики. там сказано, что после этого будет), после чего переклинит распределитель, в результате чего выйдет из строя насос. В итоге этот грейдер будут смотреть уже специалисты сервиса . Своевременное и грамотное техническое обслуживание это наиболее важное мероприятие профилактического характера, способное уберечь узлы агрегаты и различные детали от раннего износа, или другими словами от уменьшения срока службы как самой машины, так и ее отдельных узлов. Каким бы ни было высоким качество автогрейдера, он в любом случае требует к себе внимания в плане профилактических работ, и чем методичней и качественней эти работы будут осуществляться, тем дольше будет работать машина, а это значит, предприятие сэкономит не малые финансовые и людские ресурсы на капитальных ремонтах.
Одним из важных аспектов этого вопроса является сам персонал, заниматься вопросами наладки, мелко срочного ремонта, и т. д. должны люди имеющие опыт и образование в данной области, либо эти работы должны проводится на специализированных предприятиях или сервисах. Но как показывает практика, очень часто текущее мелко срочное обслуживание проводят люди не обязательно имеющие допуск к этим работам самый частый случай – ремонтом и наладкой занимается водитель. Ну раз уж так вышло что предприятие не в состоянии пользоваться подобными услугами или содержать собственный штат в нужном количестве, то есть ряд простых правил знание которых не повредит.
1) Начинать осмотр желательно с очистки автогрейдера от грязи и пыли, очистка и протирка гидроблока нивелировки "САУРО" ;
2) Потом проводится придирчивый осмотр тех средства, на разного рода, повреждений и неполадок, и плюс к этому исправление, небольших дефектов обнаруженных и занесенных, в специальный журнал передачи машины по смене. Если у вас такого журнала нет то заведите, к автотранспортным средствам начнут более бережно относится;
3) Обязательно должны быть подвержены осмотру состояние доступные взгляду узлы и детали, различного рода соединения, и если требуется то их своевременная замена;
4) инспекция любых трущихся поверхностей на наличие износа и нагрева;
5) Проверка гидро систем, маслопроводов, системы охлаждения, и контрольных приборов;
6) Проверка тормозных и пусковых систем;
7) Проверка состояния ходовой части и относящихся к ней узлов;
8) Наличие и исправность всех защитных ограждений;
9) Дозаправка по необходимости ГСМ;
10) Проверка натяжения и целостности ременных, цепных передач, и т. д.;
11) Проверка состояния двигателя, насколько это позволяют условия;
Методичное соблюдение этих несложных правил, может значительно увеличить межремонтный интервал.
Методы ремонтов автогрейдера.
Ремонт гидросистемы автогрейдера лучше проводить с помощью специалистов УП "Белгидросила" г. Минск . Если вы не уверены в своих силах, прежде чем лезть в гидросистему автогрейдера, мы рекомендуем пройти курсы гидравликов.Способы ремонта автогрейдеров делятся на три основных типа - поточный, индивидуальный, и агрегатно-узловой.
Индивидуальный ремонт
Для проведения индивидуального ремонта используется одна рабочая бригада, она выполняет все ремонтные работы от разборки до сборки и наладки автогрейдера. Показательными признаками данного способа ремонта считается максимальная универсальность и отсутствие специализации в работах. Когда в ремонте используется индивидуальный подход, узлы, агрегаты и отдельные детали демонтированные для ремонта с транспортного средства, не обезличиваются, а подвергаются ремонтным работам, и возвращаются на сборку. Главным минусом такой методики является увеличение времени простоя машины из-за ремонтных работ. Индивидуальный подход к ремонту используется в основном там где требуется ремонт небольшого количества транспортных единиц.
Поточный метод ремонта
Поточным методом ремонтов машин пользуются только в тех местах где проводится большое число ремонтов. Автогрейдер разбирается на детали и отдельные сборочные единицы, они обезличиваются при массовых разборках техники, далее их отправляют на восстановление или ремонт, и после восстановления они возвращаются на сборочную площадку.
Такой способ проведения ремонтных работ считается самым прогрессивным.
Агрегатно-узловой метод ремонта
Агрегатно-узловой способ ремонта подразумевает под собой демонтаж изношенных деталей, агрегатов или узлов, и замену на новые узлы или заранее приготовленные. Главным плюсом в таком виде ремонтов является то что таким способом можно проводить ремонтные работы на местах эксплуатации авто техники, небольших мастерских и больших специализированных ремонтных предприятиях. Оборотная масса запчастей для агрегатно-узлового способа образуется из числа заранее восстановленных после ремонтных работ и полученных с завода деталей. Простои техники на ремонтных работах значительно сокращаются.
При ремонте автогрейдера ремонт гидронасоса лучше делать на УП "Белгидросила"
Факторы, вызывающие необходимость ремонта автогрейдера
Во время эксплуатации техники неизбежно возникают неисправности, поломки и повреждения как отдельных деталей так и целых агрегатов и узлов машины. Выше обозначенные неисправности можно подразделить на три основные группы:
1) Производственные;
2) Конструктивные;
3) Эксплуатационные.
Производственные неисправности появляются в момент изготовления, к этому в основном приводит нарушение технологического процесса по тем или иным причинам.
Конструктивные неисправности это следствие неверного назначения материалов для деталей или их размеров, неверное определение сопряжение деталей и узлов, а так же нарушения в режимах термообработки.
Выше перечисленные группы неисправностей, исправляют еще на заводских испытаниях техники или в процессе отладки серийного производства.
Эксплуатационные неисправности это следствие неграмотного или не правильного использования автогрейдера. Так же сюда можно отнести и некачественный ремонт или ТО.
Самой распространенной неисправность можно обозначить износ трущихся или сопряженных частей. Подобные неполадки возникают из-за неправильных размеров и форм, изменении качества покрытия или поверхности, это приводит к тому, что в местах сопряжения появляются недопустимый износ или зазоры.
Износ узлов и деталей подразделяется на аварийный и естественный. Естественный износ это неполадка естественного свойства, возникающая в процессе работы автогрейдера. Аварийный износ - являет собой естественные износы быстро нарастающего характера, это следствие ненормальных условий работы сопряженных деталей или узлов.
Если взять во внимание то, что естественный износ в процессе эксплуатации машины неизбежен, необходимо своевременно выявлять степень износа сопряженных деталей, и необходимость проведения ремонтных работ. Минимальный начальный износ возникает приработки и обкатки, считается незначительным и зависит от зазоров и чистоты поверхностей. Позже увеличение износа растягивается на значительный срок эксплуатации, и в итоге приводит к увеличению, тогда происходит нарушение сопряжения деталей. Исходя из этого, были обозначены, два основных понятия о предельном износе и допустимом.
Допустимый износ это износ при наличии, которого сопряженные детали или узлы, могут нормально эксплуатироваться до следующего ремонта или ТО.
Предельный износ значительно нарушает рабочие характеристики деталей, и неизбежно ведет к поломке.
Самые распространенные способы выявления износа деталей или узлов считаются визуальный осмотр, выявление металлической стружки в маслах или других смазочных материалах, проведение точных микрометрических замеров.
Визуальный осмотр способен выявить только ту степень износа, которая видна невооруженным глазом, сюда можно отнести нарушения сварочных соединений или швов, разного рода деформации, коррозия, трещины, и т. д.
Суть микрометрического способа выявления заключается в проведении замеров детали и выявления расхождений от первоначальных показателей.
Побочный продукт износа деталей это металлическая стружка или взвесь находящаяся в смазочном материале. При заборе и последующем анализе проб смазочного материала можно приблизительно говорить о степени износа деталей.