Качественное уплотнение асфальта, так же как и основания, можно отнести к одному из основных факторов, влияющих на продолжительность жизни дорог. На дорожное строительство и ремонт ежегодно тратятся миллиарды, и это одна из причин, почему сегмент уплотняющей техники развивается опережающими темпами. Немалую роль в этом процессе играет внедрение новых технологий, которые повышают эффективность работы машин. Для ставшего уже традиционным весеннего обзора дорожных катков мы постарались выбрать наиболее значимые новинки этого сезона. Некоторые из них уже были продемонстрированы на выставке CONEXPO-CON/AGG 2017 в США.
Впервые средние асфальтовые катки Dynapac мод. CC40 увидели свет в 1964 г. Уплотняющие машины под брендом Dynapac продолжают совершенствоваться, и недавно было представлено уже шестое поколение, состоящее на данный момент из семи моделей этого класса, начиная с CC4000 VI (масса 9700 кг) и заканчивая CC6200 VI (12 400 кг). В новых моделях условиям работы оператора уделено особое внимание. Рабочее место поворачивается вокруг оси и может перемещаться по ширине кабины. Такое решение в том числе устраняет ограничения обзора при движении катка задним ходом. Электронный мини-руль дает возможность управлять катком плавно и точно. Ключевой принцип, заложенный в разработку новой панели приборов, – простота. Цветной сенсорный экран не перегружен лишней информацией. Для тех, кто не привык нажимать кнопки на экране, предусмотрена дублирующая рукоятка. Система предпускового подогрева двигателя активируется в автоматическом режиме. Для финишного улучшения структуры верхнего слоя дорожной одежды можно заказать версии Dynapac CC4000С VI, CC4200С VI и CC5200С VI Combi с задним пневмошинным модулем.
Катки Dynapac всегда отличались от продукции других марок более высокой частотой вибрации при малой амплитуде. Такое решение объясняется тем, что современные тонкие слои асфальта быстрее остывают, поэтому их необходимо уплотнять оперативно. Наоборот, большая амплитуда позволяет сэкономить время на уплотнение, но может привести к разрушению минерального материала заполнителя. В катках шестого поколении Dynapac по-прежнему сочетаются высокая частота вибрации (67 Гц) с малой амплитудой (0,3 мм). Для толстых слоев можно переключиться на большую амплитуду (0,8 мм) и пониженную частоту колебаний 51 Гц.
Высокотехнологичная телематическая система Fleetlink. разработанная Dynapac, теперь прилагается к машинам всего выпускаемого диапазона. По заявлению производителя, эта система позволяет оптимизировать использование парка техники и сократить затраты на его обслуживание, повысить общую эффективность и управляемость, а также увеличить время безотказной работы и производительность. Пакет с доступом к онлайн-порталу входит в стандартную комплектацию новых машин, и в течение первых трех лет им можно пользоваться бесплатно. Система регистрирует расход топлива, параметры работы, график сервисного обслуживания, местоположение оборудования и его рабочие часы. Хорошая маневренность новых машин обеспечивается за счет совмещения сочлененной рамы с поворотным задним вальцом. Увеличенное до 520 мм смещение вальцов дает возможность переместить большую часть массы машины к средней части дороги при уплотнении слабых дорожных кромок, чтобы при движении не оставалось следов на уплотняемой поверхности.
Катки снабжаются системой контроля и документирования уплотнения Dyn@Lyzer. которая включает плотномер Evib и приемник GPS. Данные непрерывно записываются и отображаются на экране в кабине катка. Для регистрации температуры уплотняемой поверхности система дополнена двумя датчиками температуры, по одному на каждой стороне вальца. Режим EcoMode. который предлагается в качестве опции, позволяет сэкономить до 15% топлива. Это происходит за счет применения сдвоенного гидронасоса вибратора, пропорционального управления скоростью вращения вентилятора охлаждения радиатора и автоматического перехода двигателя на холостой ход при отсутствии движения.
Последнее дополнение к семейству уплотняющих машин Dynapac для грунта – новый каток CA1400 – оборудован двигателем Kubota V 3307 CR-TE4. Основные задачи, которые должна по замыслу изготовителя выполнять эта 6,5-тонная машина, включают уплотнение траншей под трубопроводы, работу на парковках и улицах. Ее также можно применять при устройстве оснований и фундаментов, промышленных площадок, для уплотнения после засыпки траншей. Dynapac CA1400 имеет два диапазона скорости и две амплитуды уплотнения.
Отметим, что подразделение дорожно-строительной техникиAtlas Copco. в которое входит Dynapac, вскоре перейдет к французскому холдингу Fayat Group, владеющему BOMAG. Ориентировочный срок слияния – II квартал 2017 г.
Компания BOMAG занимается разработкой и созданием уплотняющих машин в г. Боппарде (Германия) в течение 60 лет. Постоянные инновации позволяют специалистам из BOMAG создавать каждое новое поколение машин лучше и эффективнее предыдущего. Это было продемонстрировано в очередной раз с запуском в производство нового пневмошинного катка BW 28 RH. Характерный дизайн передней полурамы, которая напоминает голову акулы-молот, позволяет оператору видеть поверхность колес катка прямо со своего рабочего места и контролировать работу системы орошения и налипание битума. В отсеке для балласта BW 28 RH объемом 3 м 3 можно разместить 4 бетонные плиты массой 750 кг каждая или 4 стальные плиты по 1500 кг. Но для увеличения веса не обязательно заказывать специальные плиты у изготовителя, можно также использовать любой подсобный материал, например сухой или влажный песок, воду, металлическую стружку и дробь и т. д. что позволяет сэкономить. Для балластировки водой балластировочные емкости проварены специальной герметичной сваркой и разделены буферами для избежания возникновения волн и изменения центра тяжести. Таким образом, массу катка можно точно отрегулировать в зависимости от выполняемых задач от 8600 кг до 28 т. Каток комплектуется двигателем DEUTZ мощностью 123 л. с. Использование автоматической системы подкачки шин (стандарт для РФ) поможет быстро создать давление в шинах в диапазоне от 2 до 8 бар, которое будет поддерживаться автоматически. Как известно, шины катка должны быть влажными, но не переувлажненными. Когда шины нагреются, количество подаваемой воды должно быть небольшим. Оператор может выбрать один из шести режимов работы системы орошения BW 28 RH. В состав системы орошения также входит новая система подачи эмульсии, которая позволяет смешивать воду для очистки колес с эмульсией для орошения и очистки колес под давлением. Пульт управления интегрирован с креслом оператора, таким образом, оператор может перемещаться вместе с пультом управления вдоль всей кабины и поворачиваться на 90°. Привод катка BW 28 RH полностью гидростатический, что обеспечивает высокую плавность хода и ровность уплотняемой поверхности из-за отсутствия рывков, свойственных гидромеханическим и механическим системам. Эта модель будет производиться на головном предприятии BOMAG в г. Боппард в Германии.
Вслед за тротуарными катками с 2017 г. BOMAG стал стандартно комплектовать все тяжелые тандемные виброкатки 50-й серии системой контроля уплотнения Bomag Economizer – плотномером с датчиком температуры асфальта, который подсказывает, что максимальное уплотнение достигнуто, экономит количество проходов и позволяет предотвратить переуплотнение. Для России система Bomag Economizer уже входит в стандартную комплектацию катка, что не увеличивает цену катка для клиента.
Благодаря концепции управления Easy Drive. разработанной компанией Hamm. операторы могут правильно и быстро управлять машиной, даже не обладая обширными знаниями о данной технике. Современные строительные машины – это высокотехнологичный продукт с высокой функциональностью. Чтобы операторы катков Hamm могли использовать все их возможности в полной мере, разработчики Easy Drive постарались сосредоточить усилия на простом и интуитивно понятном управлении. Это обеспечивается за счет малого количества оптимально расположенных переключателей, хорошего обзора из кабины и непродолжительного периода обучения. Концепция управления Easy Drive реализована в тандемных катках серий DV+. HD+ и в грунтовых катках серии H.
Компания Caterpillar недавно представила свою первую в истории машину с осцилляцией (опция доступна для заднего вальца машины) – новый каток CB10 в классе 10 т. Осцилляция – ключевая особенность, которая отличает технику, соответствующую последним трендам в отрасли строительно-дорожной техники. Ее наличие важно при уплотнении более тонких слоев и при работе на «чувствительных» участках, например вблизи зданий. Закалка поверхности повышает износостойкость заднего вальца CB10 при уплотнении смесей различного состава. Как известно, универсальность техники является существенным фактором для подрядчиков, поэтому CB10 с вибрацией и осцилляцией может решать широкий круг задач, от крупных проектов со сжатыми сроками выполнения до работ в черте города. В переднем вальце CB10 используется обычная вертикальная вибрация, подходящая для более толстых слоев и жестких смесей.
Десятитонный асфальтовый катокVolvo СЕ мод.DD105 OSC с осцилляцией, исключающей вертикальную составляющую при ударе вальца шириной 1680 мм из закаленной износостойкой легированной стали, обеспечивает высокопроизводительное неразрушающее уплотнение. Кроме того, для этой модели можно заказать вибровалец с восьмиступенчатой амплитудой в диапазоне от 0,14 до 0,61 мм. Амплитуду можно менять в зависимости от состава и глубины материала. Выбор наиболее подходящей амплитуды позволяет оператору достичь более высокого качества работы при меньшем количестве проходов. DD105 OSC комплектуется высокопроизводительным двигателем Volvo D3.8 .
В новых катках для высококачественного уплотнения асфальтобетонной смеси Volvo DD120C (масса 12 565 кг) и DD140C (13 828 кг) сочетаются большая центробежная сила, большой статический вес и изменяемая амплитуда. За счет большого диаметра вальцов 1400 мм обеспечивается гладкость уплотняемой поверхности. Катки оснащены новейшим двигателем D13J. который обеспечивает высокий крутящий момент при низких оборотах и на 20% экономичнее, чем его предшественник. Эффективность расхода топлива повышается благодаря дополнительным функциям автоматического холостого хода, автоматического выключения двигателя, а также адаптивной системе управления мощностью.
Мод. DD120C и DD140C могут комплектоваться системой Compact Assist для асфальта с первой в отрасли технологией нанесения на карту рабочей площадки степени уплотнения в режиме реального времени Density Direct. Compact Assist предлагает функции отображения проходов и температуры, а также возможности сбора данных для интеграции с программным обеспечением Veta. Операционная система Compact Assist доступна через 10-дюймовый бортовой интерфейс с Volvo Co-Pilot. DD120C и DD140C оснащены автоматической системой орошения с переменным интервалом. Может быть задействован режим выброса воды, который обеспечивает равномерное покрытие вальца, а также режим с изменяемым расходом для предотвращения налипания материала. Оператор может также задать минимальный расход воды в соответствии с потребностями. Прибор измерения интервала между ударами виброузла позволяет оператору выбрать оптимальную рабочую скорость. DD120C и DD140C оснащены высокочастотной системой вибрации, обеспечивающей 4000 ударов в минуту, что оптимально для высоких рабочих скоростей катка.
Одна из последних моделей, пополнивших обширный ряд машин Ammann, – каток ARP 95 с жесткой рамой, обладающий новыми функциями, которые повышают его производительность и удобство эксплуатации. Для улучшения маневренности вальцы катка можно поворачивать независимо друг от друга.
Кабина новой конструкции обеспечивает оператору обзор кромки и поверхности вальцов. Сиденье можно сдвинуть в сторону, повернуть на 270° и даже выдвинуть за пределы кабины. Простая панель управления перемещается вместе с оператором. Каток оборудован разработаннными Ammann системами ACEforce и ACEpro для контроля и документирования качества уплотнения. Привод хода оснащен одним гидронасосом, чтобы облегчить обслуживание и ремонт, а блокировка межосевого дифференциала входит в базовую комплектацию.
Прогресс технологий уплотнения
Современные технологические достижения, применяемые при производстве уплотняющей техники, позволяют осуществлять дорожное строительство быстрее и дешевле. Достоверная информация о том, что происходит в текущий момент, нужна, чтобы оперативно вносить корректировки в процессе работы. За счет этого парк машин используется более эффективно, снижается расход топлива и значительно повышается качество дорожного покрытия. Чтобы достичь такого уровня использования данных при управлении машиной, потребовались десятилетия. Многие считают одним из ключевых событий в этой области внедрение плотномера в середине 1970-х гг.
Спустя несколько лет на рынке появились устройства, которые могли напечатать данные о процессе уплотнения для их анализа. Несмотря на то, что документирование данных было большим шагом вперед, на самом объекте вся информация только собиралась, а ее изучение происходило намного позже. Полученные сведения можно было применять в будущем, но пользы непосредственно в момент выполнения работ от них было относительно мало. Скачок произошел в конце 1990-х гг. с запуском новых систем измерения степени уплотнения, которые выдавали визуальные показания, хотя с их помощью нельзя было точно установить, что уплотнение было достигнуто. Функция работы с данными в режиме реального времени – это сравнительно недавнее дополнение. Мобильная связь обеспечивает удаленный доступ к движущейся машине, в то время как GPS помогает отслеживать ее местонахождение.
Одним из интересных трендов выставки CONEXPOCON/ AGG 2017 стали беспилотные летательные аппараты, которые способны производить съемку местности с воздуха. Когда такой дрон постоянно «висит» над рабочей площадкой, можно в реальном времени отслеживать степень готовности объекта. Некоторые аппараты могут напрямую связываться с машинами и давать указания, на какой участок им надо будет переместиться в дальнейшем.
Еще несколько лет назад небольшие компании-подрядчики относились к новым технологиям как к чему-то лишнему, предназначенному только для крупных участников рынка. Бытовало мнение, что только значительные заказы и большой парк техники являются условиями окупаемости вложенных средств. Они не хотели платить за «экспериментальные» технологии, которые требовали длительной подготовки персонала и трудно оценивались с точки зрения полученной выгоды. Когда полученные с помощью улучшенной телематики данные зафиксировали реальную экономию топлива и рабочего времени, отсутствие пропусков на уплотняемых участках и позволили избежать дополнительных усилий, связанных с контролем качества, мелкие подрядчики начали менять свое мнение.
Такие компании, как Trimble. подготовились к этому заранее. Они потратили значительное количество времени и денег на разработку продуктов, ориентированных именно для небольших подрядчиков. Новый подход заключается в том, что процент сэкономленных средств имеет большее значение, чем денежный эквивалент этой суммы. Доля мелких подрядчиков, использующих новые технологии, растет, и это число будет увеличиваться дальше. Но не следует забывать, что хозяином на рабочей площадке остается оператор. Только он в состоянии повысить производительность и убедиться, что машина работает в соответствии с заложенной в нее технологией. Именно оператор обеспечивает превращение инвестиций, вложенных в различные системы контроля и управления, в снижение затрат.
Завод «Дорожных машин» выпускает полную линейку асфальтовых катков, которая постоянно модернизируется. Последние изменения коснулись конструкции вибрационных вальцов. На основании расчетных данных, выполненных совместно с производителями комплектующих, таких как SKF (Швеция) и Timken (США), был усовершенствован виброузел. В результате применения специальных вибростойких подшипников значительно увеличился ресурс элементов, работающих с большой нагрузкой, и улучшились рабочие характеристики машины в целом. Теперь для уплотнения участка того же размера требуется меньшее число проходов. В качестве опции предлагается три режима работы катка: с отдельно включенным вибратором переднего или заднего вальца или обычный режим с вибрацией на обоих вальцах. Кроме того, за счет новых импортных амортизаторов уменьшено воздействие вибрации на оператора. Замена топливных фильтров теперь не вызывает сложностей, это можно сделать с уровня земли через большие боковые дверцы капота. Для повышения проходимости при выполнении работ на песчаных и щебенистых грунтах клиренс катков увеличен до 350 мм. В базовую комплектацию вошли отопитель кабины с обдувом на лобовое стекло мощностью 8 кВт и задний стеклоочиститель, которые ранее были доступны только в качестве опций.
Надо отметить, что концепция импортозамещения в случае с дорожными катками пока не работает в полную силу: крупнейшие подрядчики, занимающиеся строительством дорог, с портфелями заказов на десятки миллиардов рублей, несмотря ни на какие ограничения, продолжают приобретать импортную технику. Положительным результатом введения утилизационного сбора стало практически полное прекращение поставок импортных катков, бывших в эксплуатации.